27.07.2021
Рэки Кавахара и его герои

Рэки Кавахара и его герои.

Если вы соскучились по настоящей фантастической Литературе (именно с большой буквы) — вам надо свернуть с многолюдного проспекта им. Гарри Поттера, миновать бульвар С.Кинга,  улицу   С.Лукьяненко и углубиться в лабиринты Японского квартала.
Ранобэ, или лайт-новеллы — совершенно обособленная ветвь современной литературы, неразрывно связанная с мангой — японскими комиксами и аниме — японскими же мульфильмами. Они, эти мультфильмы, очень часто легковесны, пусты, шумны  и, что называется, не дают ни уму, ни сердцу.  И потому отношение к этой литературе  соответствующее (даже у любителей аниме) — как к сценариям мультиков и не более того.
Однако — как среди аниме есть целая россыпь жемчужин и даже бриллиантов мировой мультипликации, так и среди ранобэ, не поленившись полистать виртуальные интернет-страницы с переводами, можно наткнуться на истинные литературные шедевры . К таковым, безо всякого сомнения, можно отнести серии романов Рэки Кавахары «Искусство меча онлайн» («Sword Art Online») и «Ускоренный мир» («Accel Word»). Несмотря на присутствие фентезийных атрибутов, это не фентези, а полноценная научная фантастика по жанру.

Рэки Кавахара родился в 1974 году, живет в Японии, первую книгу написал в 2002, это был первый том Sword Art Online. В 2006 году был написан первый том «Ускоренного мира». Но издаваться эти две серии начали только с 2009 года.  С тех пор в темпе один том за два месяца Кавахара радует своих почитателей продолжением невероятных приключений своих замечательных героев. Тиражи его книг за границей  давно превысили рубеж в 10 миллионов.

У нас эти книги известны главным образом благодаря великолепным переводам (правда, уже с английского) человека под ником Ushwood.

Рэки Кавахара и его герои.

Почему именно Рэки Кавахара? Во-первых, конечно, не только он. Во-вторых, отвечу вопросом на вопрос — а чем отличается настоящая Литература от обычного развлекательного чтива? А вот чем: настоящая Литература будоражит вашу душу, заставляя сопереживать, смеяться и утирать слезы. А главное — буквально заражает желанием стать лучше — во всех проявлениях. Более стойким к  невзгодам, более ответственным за каждый свой поступок и каждое своё слово, более чутким и нежным к  друзьям и возлюбленным, и даже более человечным к врагам. В то время как в современной литературе, в погоне за занимательностью сюжетов, игрой слов, психологической жвачкой мы порой не находим ничего для собственно души. И это «ничего» всё более становится характерной чертой современного мира и современного человека, особенно молодого. Откуда, из каких источников, от кого ему узнать, что есть такое понятие,  как Человечность?

Может, книги Р.Кавахары не являются образцами какого-то высокого литературного стиля (хотя написаны просто превосходным языком), не поражают сверх-глубиной психологических изысков и вообще относятся к жанру «фантастический боевик», что как-то не вяжется с представлениями о настоящей литературе как таковой. Но в этом-то и штука.
Сейчас люди, а молодые люди особенно, перестали читать. И надо очень постараться, чтобы их в процесс чтения вовлечь.  Если снобов и эстетов по жизни еще можно заинтересовать изяществом стиля и словесных оборотов вкупе с нетривиальностью рассуждений, возможностью посмаковать текст, то так называемого массового читателя всё это только отпугивает с первых же страниц. Для него важны острота сюжета, наличие действия, а также нераскрытой до последнего момента загадки. По ходу такой массовый читатель проглотит и небольшие дозы психологических переживаний и рассуждений главных героев по тому или иному поводу. Уже упомянутые Стивен Кинг и, на более скромном уровне,  наш отечественный мэтр Сергей Лукьяненко вполне преуспели в этом. Но Кинг специфичен в своём смаковании мерзостей жизни во всех их проявлениях, а мой, в общем-то, любимый Лукьяненко предпочитает  легкие и по большей части совершенно надуманные самокопания героев на фоне необычных событий, вторгнувшихся в их жизнь. Самый же популярный российский фантаст Юрий Никитин, подстраиваясь под вкусы молодой читающей публики,  при всех достоинствах сюжетной линии  и  интеллектуальности своих произведений в погоне за занимательностью упускает порой нравственную составляющую поступков своих далеко не высокоморальных героев (но это только моё, весьма субъективное мнение, да и автор этот мне в принципе интересен).
 В дегустации вин существует замечательное понятие — послевкусие. Так вот. После книг С.Кинга порой может, мягко говоря,  стошнить, после псевдопроблем героев Лукьяненко — не хочется ничего, кроме как понять — а что, собственно, хотел сказать автор, кроме как порадовать нас занимательностью сюжета (и заработать слегка, понятно), после чрезмерно мрачных книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере наступает тупое опустошение, примерно как после майданной «революции» на Украине.
После романов Рэки Кавахары великолепным послевкусием остаётся воодушевление и ощущение, что свет в мире еще не погас. Герои его романов более чем реальны и жизненны. И они очень человечны.  И им очень хочется подражать — не только в умении сражаться до последнего, а в отношении их к друзьям и даже смертельным врагам. Этого более чем достаточно. Притом, что отсутствием динамичности, детективности, совершенно невероятных поворотов и занимательности сюжета автора не попрекнешь — этого, несмотря на огромное количество томов, здесь в избытке. Герои романов — старшие школьники. Казалось бы, и книги Кавахары должны быть интересны разве что таким же школьникам. Ничего подобного.  Тем более стоит обратить внимание, что главные герои — вовсе не те инфантильные школьники, каких во множестве можно наблюдать рядом с нами. Например, в «Ускоренном мире» многие ветераны загадочной игры «Брейн бёрст», в реальности оставаясь школьниками, успевают прожить десять и более лет дополнительного субъективного времени, причем отнюдь не в праздных развлечениях. И это, конечно, сказывается на их образе мышления, поведении, чувстве ответственности за свои поступки. Это психологически уже  зрелые люди и совершеннейшие бойцы с опытом бесчисленных сражений.
Очень вкратце, герои Рэки Кавахары (Кирито и его друзья в «Искусстве меча онлайн», Харуюки и его друзья в «Ускоренном мире») оказываются вовлечены в события, происходящие как внутри компьютерных игр будущего с так называемым «полным погружением», так и за их пределами, в реальности . Так получается, что игры оказываются тесно переплетены с реальностью и перестают быть только играми. Выживание и успех в игре становится условием  выживания в реальности. А виртуальные игровые персонажи могут иметь настоящую человеческую душу, как в последней сюжетной линии (арке «Алисизация») в «Искусстве меча онлайн».  И отбрасывание моральных тормозов ради тривиального добывания очков и победы в игре (на то она и игра, как считают многие ее участники) приводит очень печальным последствиям для сознания игроков в реальной жизни. Виртуальная подлость становится реальной подлостью, виртуальное предательство  так же замарывает душу, как и предательство настоящее. Участники виртуальных игр оказываются в положении, когда стирается грань между виртуальным и реальным убийством. Виртуальные опасности перестают быть виртуальными, и герои Кавахары испытывают самый настоящий страх, самую настоящую боль и проявляют самое настоящее мужество. Они всего лишь школьники, но на их долю выпадает столько приключений, проблем и невзгод, побед и поражений,  моментов славы и глубокого отчаяния, сколько не приснится иному заслуженному ветерану реальных боевых действий.

 Но острота сюжетной линии не затмевает  главного — стремления главных героев оставаться людьми, несмотря ни на что, ставить дружбу превыше всего — и даже собственной жизни. И вынужденные расправляться с врагами, они стараются по возможности относиться к ним по-человечески. Ибо понимают: раз-другой отдавшись чувству мести, жестокости, злобы — можно самого себя настоящего потерять навсегда.  Вообще-то подобные отношения в коллективах, где все чувствуют себя одной настоящей семьей, характерны для японского общества. Но кто сказал, что это плохо и  нам, западным индивидуалистам, такие вещи не стоило бы понемногу перенимать?
К сожалению (а может, к счастью), обе серии ранобе на сегодня еще не завершены. Например, переводы «Искусство меча онлайн» (1-15 здесь или здесь) пока заканчиваются на 16 томе (вот ссылка на скачивание по магнет-ссылке!), всего написано 18 томов и сюжетная линия третьей основной арки под названием «Алисизация» еще в самом разгаре. Зато  шестнадцать томов уже переведены на русский язык. После этого некое российское издательство решило «Искусство меча» лицензировать, самодеятельные переводы запретили — но здесь, а также вот здесь, в фан-группе  «SAO», выкладываются постепенно перевод 16-го тома — но он там, похоже, никогда не закончится. А вот «Ускоренный мир» вышел в Японии уже в 21 томе, и можно  прочесть сегодня с 1-го по 20-й. Следующие придется терпеливо ждать, (не очень долго), и в этом есть своя прелесть. Герои романов как бы продолжают жить в параллельном  с нами мире и от этого кажутся еще более реальными, чем настоящие, невымышленные персонажи нашего с вами такого условного  мира. От души рекомендую книги Рэки Кавахары всем любителям хорошего чтения, а уж любителям фантастики — в первую очередь.  Те, кто думает, что читали нечто похожее об играх с «полным погружением» в трилогии «Лабиринты отражений» С.Лукьяненко, ошибаются. Здесь всё не в пример интереснее, круче, реальнее и серьёзнее.